Skip to content

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме

Narrow screen resolution Wide screen resolution Increase font size Decrease font size Default font size   
  Главное arrow Церковная жизнь arrow Хроника событий глазами участников Крестного хода Афон-Одесса-Москва

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме

O??aiiia neo?aiea

Skip to content
Хроника событий глазами участников Крестного хода Афон-Одесса-Москва Версия для печати Отправить на e-mail
Хроника событий глазами очевидцев

30 марта 2008 года. Встреча икон на ж.д.вокзале.

По благословению владыки Агафангела (полученному из Москвы по телефону) на ж.д. вокзале "Одесса-Главная" в 12:45 состоялась встреча святынь православными одесситами, организованными казаками-черноморцами, во главе с духовенством епархии. Здесь собралось около 10 человек духовенства и примерно сотня прихожан Одесских храмов. Очевидцы и участники встречи считают, что встречающих было бы значительно больше, однако, к сожалению, отсутствовала предварительная информация по храмам об этом значимом событии.

Вот из вагона вынесена святыня - мироточивая "Державная" икона Пресвятой Богородицы. Миряне благоговейно опустились на колени, образовав живой ручеек, и над их головами двое священников понесли икону Взбранной Воеводы. Благодать Божия согрела сердца благочестивых одесситов!

Далее Крестный ход с хоругвями, торжественно, с молитвою отправился по направлению к Кафедральному Собору. В продолжении всего пути люди устилали цветами дорогу, по которой Сама Матерь Божья прошла улицами нашего города.

Святыни были перенесены в нижний храм Свято-Успенского кафедрального собора. На алоях в центре храма были установлены мироточивая икона Божией Матери, именуемая "Державная" и икона святаго мученика страстотерпца Государя Императора Николая Александровича и Всей святой Царской Семьи. Одесское духовенство регулярно совершает молебны перед привезенными иконами.

Адрес собора: ул. Преображенская, 70 (улице несколько лет назад возвращено прежнее, историческое название. В годы гонений она была переименована в ул.Советской армии). В дальнейшем в храме находились также Афонская икона Пресвятой Богородицы (символ Крестного хода Афон-Москва) и икона священномученика Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского и Херсонского из храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме – СИЗО №2 г. Москвы. За три дня пребывания святынь в Успенском соборе к ним благоговейно приложились тысячи одесситов.

2 апреля. Утром был отслужен молебен в свято-Успенском кафедральном Соборе г.Одессы. Затем иконы перевезли в Свято-Пантелеимоновский монастырь (Афонское подворье), где престол освящен в честь иконы Божией Матери "Державная". Здесь собралось более двух тысяч паломников, в том числе из Молдавии, других городов.

В храме Подворья тоже был молебен Пресвятой Богородице в честь Её образа "Державная" и на начало Крестного хода. Служил игумен Платон и несколько иеромонахов. Священства было немного.

По окончанию молебна отец Платон пожелал отправляющимся в дальний путь крестоходцам молитвенного заступления Божией Матери. Крестный ход проходит в трудное время для Украины. Власти ориентируются на запад, пытаясь втянуть страну в НАТО, несмотря на несогласие с этим большинства населения. Противится антинародной политике Православная Церковь - и по отношению к Ней наблюдается сильное давление со стороны власти с тем, чтобы отколоть Украинскую Церковь от России, сделать угодной себе. На кого нам надеяться? Упование своё возложим на Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь. В это трудное время особенное значение приобретает молитва,особенно соборная, зримым выражением которой является Крестный ход.

Помещение храма не смогло вместить всех желающих присутствовать на молебне, многие ожидали его окончания на улице у входа в храм. После молебна около часа все прикладывались к иконам, всё это время хор пел песнопения, прославляющие Божию Матерь.

Приложившись к иконе крестоходцы начали выстраиваться в сторону Ильинского храма. Наконец из Афонского Подворья вынесли главную святыню Крестного хода Афон-Москва. Веруем, что Вышла, представляемая Своей мироточивой Державной иконой, Сама Царица Неба и земли, с тем, чтобы возглавить молитвенное шествие, посвященное единству Церкви. Не случайно при выносе многие старались встать на колени под проносимую над их головой икону.

С крестным ходом пошли не все присутствовавшие на молебне. Около 11-ти часов двинулись в путь. Пели «Богородице Дево, радуйся». От Пантелеимоновского монастыря по улице Пантелеимоновской, далее повернули на Пушкинскую. Прошли с Богородичной молитвой мимо Ильинского храма. Затем повернули на Б. Арнаутскую (в советское время её называли «ул.Чкалова»), далее по Разумовской, Грушевского мимо автовокзала — к Киевскому шоссе.

Автобильное движение на близлежих улицах остановилось, образовались пробки. Крестный ход сопровождают 3 милицейских машины, микроавтобус и грузовая фура. По пути следования к Крестному ходу присоединялись одесситы. Конечно, все время пели.

За городом около 2-х часов дня - привал на 30 мин. Далее по Киевской трассе. Весь 1-й день ехала на коляске женщина инвалид, во второй половине пути ей помогал юноша. Шла семья с детьми - один ребёнок в прогулочной коляске, другому годика 4. Они из г.Измаила. Отец этих детей рассказывал, что он ходил один из Одессы до Троице-Сергиевой Лавры пешком. Первые дни проходил по 50 км. Затем понял: много! Несколько сбавил темп. Шел летом, было тепло. Ночевал под открытым небом, где придётся...

Ещё раб Божий Григорий идёт с палочкой, хочет дойти до Москвы. Всего в первый день людей идёт очень много!

Дошли до перекрестка: слева дорога на Дачную, справа - село Холодная балка. Там около 5 ч. вечера нас встречали о.Настоятель и прихожане из Покровского храма с.Дачное, которые вышли к трассе Одесса-Киев Крестным ходом с хоругвями. Среди встречающих были дети.

А настоятель из Холодной балки о.Вячеслав шел с Крестным ходом от Одессы в подряснике в скуфейке, с ним шел регент и многие прихожане. Также шёл о.Георгий, который служит в Бурлачей балке. На подходе к храму они облачились, фелони у них были: фиолетовая и голубая.

Поделили нас на ночлег между двумя храмами. "Державную" понесли на Дачную. В Холодную балку икону Богородицы - это Ченстоховская, изображенная в доспехах (на иконе надпись: "Стой за Христа до мученического креста"), иконы свщмч. Анатолия, Царской Семьи.

Мы пошли в Холодную балку. Там храм Трех святителей, вокруг большая территория, вся в цветах. Отслужили молебен, иконы идущие в Крестном ходе, в том числе икона священномученика Анатолия были размещены на аналоях посреди храма. В конце молебна всех помазали елеем и каждого благословили маленькой иконочкой Державной Богородицы в память о Крестном ходе.

В трапезной при храме накормили обедом с супом, пирожками, вторыми блюдами, салатами и пирогом - очень сытно! Некоторые уехали в Одессу на маршрутке в 19.30, многие на следующий день вернулись. Когда они уехали, местные жители очень огорчились, даже плакали, так как не ко всем сельчанам направили крестоходцев на ночлег.

Таким образом, оставшихся на ночлег 2 апреля в селе Холодная балка разобрали по квартирам с огромной радостью и любовию. Принимали они их так: дали всем по отдельной комнате, постелили пуховые перины, была возможность принять горячий душ. Чаи гоняли с разными вареньями. Несмотря на такой радушный приём и уют, ночью не спалось. В памяти всё время звучала молитва Крестного хода. Это не забудется всю оставшуюся жизнь!

1-й день - от Свято-Пантелеимонова монастыря до перекрестка Дачная - Холодная балка - 21.4 км, до Хол.балки - 22,7 км

3 апреля.Утром отслужили молебен в храме в Холодной балке, на аналое была только икона Пресвятой Богородицы, а другие иконы уже держали у себя на груди крестоходцы. Начиная с этого дня, икона сщмч. Анатолия идёт с Крестным ходом, 1-й день её везли в автобусе. И снова богомольцы стремились стать на колени так, чтобы икону Матери Божией при выносе из храма пронесли над их головами.

На одной из хоругвей изображён святитель Тихон. Есть хоругви, которые несёт один человек, а у других хоругвей основа сделана в виде буквы "П" и их несут по двое. Под такими хоругвями также склоняются люди, чтобы икону пронесли над ними.

В крестном ходу четыре казачьих флага и один Андреевский.

В храмовой трапезной был обильный завтрак и крестоходцы вернулись к Киевской трассе, где встретились с теми, кто ночевал в с.Дачном и продолжили путь. В Крестном ходу было около 120-и человек. Подъезжали паломники из Одессы.

Во второй день наладили Иисусову молитву. Пели её в ритм шагу, вначале идущие впереди братия (сестры молчат), затем идущие вслед за ними сестры. Ритмично ударяет било, отмечая начало пения.

В течение дня присоединился ещё один священник. Шли под небольшим дождем. Но о.Виталий (настоятель храма Марии Магдалины с 9 станции Большого Фонтана, из города Одессы) привез дождевики. Затем подъехал ещё парень – и тоже раздавал дождевики, извиняясь, что он уже покупал дождевики для Крестного хода, но оказалось мало, теперь он купил и привёз ещё.

Перешли Хаджибеевский лиман и пошли далее.

Следует сказать о том, какое отношение к Крестному ходу у встречающихся по дороге людей. Они очень радовались, что повстречали такое шествие. Вдоль трассы много торгующих яблоками, другими фруктами. Они раздавали свой товар крестоходцам, да ещё и деньги свои, заработанные таким нелёгким трудом: «Нате вам на дорогу!». Деньги люди, идущие в крестном ходу, опускали в кружку, сопровождающую шествие, на ней надпись: «На нужды Крестного хода». Машины приветственно сигналили, останавливались, люди выходили из машин, крестились.

Вечером 3 апреля 2008 разделились для ночлега в с. Еремеевку Св.-Казанский храм, и с.Белку, говорят, там сейчас уже устроен женский монастырь. От поворота до Еремеевки 3 километра. Здесь шёл встречный Крестный ход от Казанского храма.

Храм встречал колокольным звоном. А батюшка курсировал на своём автомобиле, стараясь подвезти бабушек, которые, однако, соглашались с трудом.

В Еремеевке был такой же радушный приём с трапезами, молебнами и ночлегом. Крестный ход первые дни сопровождала фура, чтобы перевозить вещи многочисленных паломников. В дальнейшем планируется обойтись микроавтобусом, когда людей будет меньше.

Вторая часть крестоходцев отправилась в село Белка, где находится Троицкий храм, а также скит женского Покрово-Тервеничского монастыря под Петербургом. И храм и скит устроены здесь стараниями архимандрита Лукиана, наместника Александро-Свирского монастыря (Россия), который родом отсюда и помогает односельчанам в деле их спасения. Освящение свято-Троицкого храма в 2004 г совершил Высокопреосвященнейший Агафангел, Митрополит Одесский и Измаильский, настоятель – иерей Вячеслав Ткаченко.

Кстати, в Одессе, в Пантелеимоновом монастыре (не знаем, как в других храмах) с 3-го апреля вывешена подробная информация о Крестном ходе, о маршруте. Всех приглашают 10 июня быть в Москве на Красной площади!

2-й день - от Хол.балки до Лимана - 7 км перешли Лиман - 8,2км поворот на Белку 36.1км. Белка 40,7км. - Всего 63,4км. за 2 дня. Поворот на Еремеевку - 27 км. Еремеевка - 30,2км.

4 апреля.Оставшимся ночевать в Еремеевке пришлось идти дополнительно 10 километров до поворота на с.Белку, эти километры их собратья прошли вчера. Но вот Крестный ход снова объединился и продолжает путь. Впереди фонарь, за ним помощник руководителя Крестного хода Василий – с крестом, за ним ещё два крестноносца, затем хоругви, Богородичные иконы на носилках, снова хоругви и иконы… Идет около 140 человек. Люди отъезжают, возвращаются, количество изменчиво.

Снова дождь. Ночлег в Краснознаменке. Здесь храм Рождества Пресвятой Богородицы (настоятель – прот. Николай Стефанюк). Храм основан в 1808г, таким образом в этом году ему исполняется 200 лет! Столько же лет и посёлку. В годы лихолетья колокольня была разрушена, но службы не прекращались до 1930-х годов. Затем в годы войны храм вновь открыли и здесь совершаются Богослужения до сегодняшнего дня. Имеется много старинных икон, среди которых образ Афонского письма игумена Фомы с афонскими монахами, сожжеными католиками-крестоносцами.

Водитель микроавтобуса Сергий, который первым нёс икону сщмч. Анатолия, сопровождает Крестный ход с самого начала. Часть пути он проходит, сменяемый кем-нибудь за рулём. Другим приходится идти больше. Вечером 4 го апреля он делится с нами по телефону впечатлениями первых дней.

«Уже более 10 лет живу Православием, но такого не встречал! В обыденной жизни не видно такой веры и упования на Господа, такой между людьми ЛЮБВИ. 30 километров люди прошли под дождём, в обуви хлюпает вода, ноги растираются в кровь, однако вечером за трапезой не слышно ни ропота, ни упрёка! Даже ГАИшники стали за эти дни совсем другими! Такими мягкими, предупредительными. Милиционеры жалеют бабушек, стараются им помочь, подвезти. Отношение очень хорошее. На них тоже влияет то, что они видят своими собственными глазами! Мы же идём с Богородицей! И Она точно идёт с нами! Мы уже самые счастливые! Родились в Православных семьях, живём в Православии!»

3-й день - от с.Белка до Краснознаменки - 25 км.
Всего 88,4км. за 3 дня

5 апреля. Продожение пути. Приехал протоиерей Василий из Усатово, сопровождал Крестный ход. Мы были свидетелями удивительного явления природы. Вороны сидели на обочине и "кланялись". А одна из них села на белую линию разметки, над ней пронесли икону и она не испугалась сотни людей идущих мимо неё! Затем она перелетела вперёд и села опять! Воистину всякое дыхание хвалит Господа!

Крестный ход пришел в село Жовтень. Здесь крестоходцы остановились на двое суток на отдых, чтобы утром 8 апреля с молитвой снова двинуться в путь по направлению к Москве.

На этом месте в 1814 году было основано село Петроверовка помещиками, которые владели здешней землею и имением. Вероятно, село было названо так по имени хозяина-помещика и его жены. В 1819 году в селе был освящен храм в честь святых славных Первоверховных Апостолов Петра и Павла. После октябрьского переворота 1917 года храм был закрыт, а село переименовано в Жовтень, что в переводе с украинского языка означает «октябрь». Во время Великой Отечественной войны при немцах богослужения в храме были возобновлены, однако в 60-е годы 20-го столетия храм снова был закрыт. В нем находился склад строительных материалов, магазин, рядом был угольный склад.

Храм вернули верующим в 1991 году в плачевном состоянии - совершать в нем Богослужения было невозможно. Только через 10 лет после возвращения храма Церкви, в 2001 году в храме стала совершаться Божественная Литургия. Настоятелем храма в селе Жовтень служит иерей Александр Железняк. В 2003 году храм был освящен полным чином Высокопреосвященнейшим Агафангелом, митрополитом Одесским и Измаильским.

Храм очень красивый, к нему прилегает большая территория, на которой устроен сад, разбиты цветочные клумбы. На долю храма и прихода выпала почетная, но в тоже время тяжелая нагрузка приема и размещения 90 крестоходцев в течении 2-х суток. Некоторые участники Крестного хода, пройдя до села Жовтень, решили вернуться на 2 дня обратно в Одессу, чтобы 8 апреля вновь присоединиться к шествию. Это решение было принято ими по причине бедности села, в котором остановился Крестный ход. Здесь проявилась взаимная любовь! Часть крестоходцев уезжает, чтобы не утруждать излишними хлопотами радушных хозяев. А оставшихся с радостью размещают на ночлег и отдых на ближайшие двое суток.

По наблюдениям участников за время, которое крестоходцы прошли от Одессы, трижды ощущалось благоухание от мироточивой иконы Божией Матери «Державная» - главной святыни Крестного хода Афон-Москва.

5 апреля - 4-й день – от Краснознаменки до Жовтня - 25 км. - Всего 113,4км за 4 дня.

5 и 6-й день - отдых, участие в воскресном Богослужении в Петропавловском храме с.Жовтень (Петроверовки) и в праздновании Благовещения Пресвятой Богородицы. Исповедь и Причастие.

7 апреля. В Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы группа участников Крестного хода с иконой священномученика Анатолия Одесского посетила близлежащие места пребывания заключенных - Ширяевский СИЗО №10. Заключенные имели возможность приложиться к образу святого, который сам был в темнице во время гонений на Православную Церковь, претерпел многие страдания и имеет благодать от Бога помогать в узах находящимся. Образ сщмч.Анатолия привезен из храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырском тюремном замке в Москве, где в конце 1936 – начале 1937 годов томился митрополит Анатолий.

 

Авторы: Сергий, Фотиния и Ирина - и другие участники Крестного хода Афон-Москва.

 
Поделиться на Facebook

Другие способы помочь заключенным